123
Карта сайта
Поиск по сайту

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты
О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры
Записки этнографички | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008
Немецкий отряд глазами практиканта | ДНЕВНИК УСТЬ-ИШИМСКОГО ОТРЯДА




К началу

Смешное название - Тюрметяки. 27 июля

Программа нашей экспедиции предполагала разъезды - посещение соседних деревень, где проживают сибирские татары. Самой интересной и продолжительной оказалась для нас поездка в деревню с названием Тюрметяки. Местные жители утверждают, что такое название дали деревне русские, но почему и когда - не знают. А вот старое татарское название деревни знает каждый житель - Аллабурян - "святое озеро", "большое озеро". Рядом с деревней и правда находится очень живописное, гладкое как зеркало озеро. Оно не большое: в длину метров восемьдесят, а в ширину, пожалуй, и половины этого не будет. Солнце переливается в зеленоватой воде, а вокруг так тихо, что порой становиться жутковато…

Автобус выбросил нас на пыльном перекрестке, рядом с которым стоял указатель, похожий на постамент, с названием "Ашеваны. Основаны в 1226 г." До Тюрметяков оставалось около трех километров. Мы двинулись в путь, правда, медленно, и из-за рюкзаков, висевших за спиной, были похожи на черепашек с длинными ногами. Через треть пути дорога привела нас в лес, причем такой густой, что казалось, вокруг выросли высокие стены. Неожиданно за нашими спинами что-то загудело, мы обернулись и увидели как по дороге мчится, окруженный пылью, "пазик". Водитель, несмотря на отсутствие в салоне мест, остановился, мы втиснулись в "салон" и уселись на собственные рюкзаки и, устроившись, стали извиняться перед пассажирами, которым нечаянно наступили на ноги.

"Пазик" с ревом ворвался в деревню, нарушив обычную здесь тишину. Интересно, что побывавшим после нас в Тюрметяках археологам местные жители потом рассказали, что мы въехали в деревню на "дорогой машине". Водитель "дорогой машины" взял с нас плату по городским расценкам - пять рублей с человека. Ждать, что нас встретят не приходилось: верхняя часть деревни, через которую и проходит трасса, была пустынна. Постучавшись в первый дом, мы поинтересовались, где живет учительница, чтобы договориться насчет проживания.
Молодая хрупкая женщина с испуганными глазами, держа на руках грудного ребенка открыла нам не сразу.

- А я думала - это опять торговцы приехали! - извиняющимся голосом сказала она, когда мы рассказали о цели своего приезда.

- В школу я вас не поселю, у нас здесь опасно, молодежь неспокойная. Сейчас пойду к свекрови, может она подскажет, где вам жить.

Свекровь местной учительницы - статная и властная женщина, предложила нам свой гараж с печкой и двумя кроватями, ее не терпящий возражений взгляд не оставлял нам надежду на какой-нибудь другой вариант. День клонился к вечеру, поэтому быстро обустроившись, мы, уставшие от дороги, легли спать.

Сходить к бабушке Мойсарвар нам посоветовали сразу, однако волчьего вида собака около ее дома встретила этнографов совсем недружелюбно. Хозяйка сама проводила нас в дом, прикрикнув на рычащего пса. Сложившийся годами интерес к народным верованиям толкал меня сразу же перейти к конкретным вопросам, но я сдержалась: вначале необходимо спросить о человека о его насущных проблемах, о его жизни, родственниках, детях. Жизнь у бабушки Мойсарвар была трудной, всю жизнь работала, потеряла трех детей - двое умерли в младенческом возрасте, а один сын - врач, гордость матери, погиб уже взрослым, "детей сиротами оставил".

- Ох, не уберегла я своих деток, - печально говорит бабушка, - знала же, что младенцу Шайтан может повредить.

- А можно ребенка от него уберечь? - спрашиваю я.

- Ортыш надо жечь, можжевельник по-вашему, дым от него злых духов отгоняет, некоторые конскую сбрую под люльку кладут, Шайтан тогда боится. Или вот взять кухонное полотенце или фартук, - бабушка встала и, прихватив с собой какую-то тряпку, подбежала к входной двери и стала размахивать руками, - да и выгонять его из дому.

Много еще интересного поведала бабушка, не только про себя и свою семью, но и про деревню, и святые места, особо здесь почитаемые:

Около озера, куда вы ходили, есть Астана - место, где святые люди похоронены. Говорят, там лежат две девушки, которые за веру погибли. Раньше человека специально выбирали, чтобы он Астану сторожил и у него хранился старинный свиток с молитвами. Одно время мой отец могилы святых охранял. Все в нашей деревне туда боятся ходить. Проходила я как-то там с учениками из нашей школы, молодая еще была, и вдруг всем нам показалось, что нас лошадь нагнала и стала топтать, оборачиваемся - ничего нет, и так всю дорогу. Я тогда сильно испугалась и долго не могла разговаривать, с тех пор там рядом не хожу. Это, наверное, были святые или их души, они сделали такое, потому что мы не кинули монетки им. Около Астаны громко говорить нельзя и смотреть на нее долго нельзя. Раньше, говорят, рядом с ней дорога проходила, да святым, видимо, не понравилось, что их тревожат, так они и Астану, и дорогу деревьями завалили.

А посередь озера камень стоял зеленый, он живой был, рос с каждым годом, но у людей много грехов накопилось, и он исчез. Озеро, однако, не потеряло своей силы, если, например, глаза болят, то нужно прочитать на озере молитву и потом взять немного воды и этой водой глаза мазать, так они и болеть перестанут.

Что это? Народный вымысел или на самом деле был зеленый камень, исчезнувший за человеческие грехи ? Для этнографа это неважно, главное, что люди сохранили веру в это, что хранят традиции своих предков, а память народная для историка - очень важный источник!

Дома, то есть в гараже, нас ждал горячий ужин, за что мы были очень благодарны повару. Что касается развлечений, то с этим оказалось труднее. Спать еще не хотелось, а заняться было нечем: анекдоты иссякли, смешные рассказы тоже. Тогда кому-то в голову пришла идея поиграть в карты, но их впопыхах забыли. Мы решили сделать их сами: вырезали, нарисовали, на "рубашке" подписали торжественно "Тюрметяки" и только сели играть, как нам выключили свет - хозяйка всегда, когда считала, что уже поздно, "заботилась" о нас и выключала свет. Так нам и не удалось поиграть в самодельные карты.

Посещение Духа сопки

Найти провожатого на вершину сопки, которую местные жители называют священной, оказалось не так то просто. О небольшой горке, возвышающейся на противоположном от деревни берегу Иртыша, эбаргульцы и говорили как-то неохотно, а на прямой вопрос отвечали, что ходить туда без дела - грех, и при этом, перебивая друг друга, рассказывали всякие "страшилки".

В конце концов я уговорила Ильнура - мальчишку, живущего по соседству, проводить нас туда: идти одним было страшновато. Ильнур оказался неразговорчивым, хотя уже давно нас знал и по вечерам иногда приходил к нам на ужин.

Для четырех человек лодка оказалась тесновата, до сих пор удивительно, как она не ушла под воду вместе с нами. На своем маленьком суденышке, больше похожем на стручок фасоли, мы двигались медленно и, казалось, никогда не доедем до противоположного берега. Окружающая темная вода уносила лодку, вопреки всяким желаниям, куда-то в сторону. Голодная река, брызгая слюной, желала, вероятно, сделать нас своей добычей, протягивая свои лапы в лодку, отчего все ноги стали мокрыми. Мысль о том, что я умею плавать, не вселяла уверенности. На середине пути Ильнур сказал, что если мы боимся, нужно бросить хозяйке реки монетки, тогда она, будто бы, не причинит вреда. Я достала из заднего кармана брюк какие-то копейки и раздала их своим товарищам, все кинули их в воду, не преминув попросить хозяйку реки, которая, по рассказам, красивая женщина с золотыми волосами, принять нашу жертву. До того как мы сели в лодку, подобные суеверия казались мне чем-то сказочным и более присущим людям из какого-нибудь экзотического племени, сохранившего до сих пор первобытные черты культуры. Однако, как ни странно, после совершения нашего маленького ритуала в глазах моих спутников я увидела надежду, и остальную часть пути мы обсуждали меню на следующий день.

Сопку, напоминающую перевернутую вверх дном чайную чашку, местные жители поэтично называют "девушкой", которая "с каждым годом становится все краше". На берегу сразу бросилась в глаза тропинка - малохоженная, но четко различимая. Ильнур сказал, что она здесь одна - к священной сопке, поэтому, чтобы осмотреть окрестности, нам пришлось пробираться сквозь высокую, иногда по плечи, душную траву. Однако картина, представившаяся нашему неизбалованному живописными природными пейзажами взору, оправдала трудности пути. Небольшое озеро на поляне рисовалось в воображении какой-то черной ямой, ведущей в подземный мир. Окружающая его зелень говорила о красоте земной жизни - этот контраст отразился в мифологии местных жителей: "Около озера нельзя кричать, смеяться, о нем даже рассказывать грешно - здесь живут духи".

По пути к сопке течет змеевидная речка, через которую не перекинуто даже маленького бревнышка - ничего здесь не напоминает о присутствии человека, отсутствие моста одно из доказательств того, что хозяин здесь вовсе не человек. Кто же тогда? Местные говорят, что здесь живет невидимый хозяин сопки. У Ильнура и Ольфии, сопровождающих нас, я увидела в глазах страх, даже ужас, скорее всего, они не доверяли нам и боялись, что мы нарушим правила, установленные при посещении сопки: закричим или засмеемся, нарушив тем самым покой духа, а он, в свою очередь, накажет их как проводников. Многие в деревне уже пострадали от неуважительного отношения к горному хозяину. Ольфия рассказала про Шайхи Рахматуллина, теперь уже старика, будто бы он однажды был на сопке и "сматерился", теперь вот сошел с ума, "дурачком стал".

А вот другая история, ее я записала со слов самого пострадавшего от хозяина сопки, Камиля Алимовича Кучукова, 1928 года рождения:

Косил я траву около сопки, тут вдруг рябчик из кустов вылетает, испугал он меня, я со злости схватил палку, да и кинул в него. Тут же один мой глаз перестал видеть. Я думаю, этот рябчик хозяином сопки был, и за обиду меня наказал. Потому к врачам я не стал обращаться, пошел сразу к бабушке-знахарке - была у нас раньше в деревне, да теперь померла - она и говорит: "Я тебя вылечу, только ты про то что с тобой случилось никому не рассказывай!". И на самом деле видеть я опять стал, да вот не удержался - выпили мы как-то с мужиками хорошо, я и сказал им. На следующий день на оба глаза ослеп, вот так до сих пор и не вижу.

Невольно задаю вопрос своим попутчикам: "Вам страшно?"

- Вы думаете это все выдумки? Правда это, есть хозяин сопки, - отвечает еле слышно Ольфия.

- А ты его видела?

- Видеть не видела, потому что он невидимый, а вот однажды пошла сюда с девчонками, да Фалия всю дорогу анекдоты рассказывала, а мы смеялись и я больше всех. Прихожу домой потом, а у меня вся кожа волдырями и прыщиками покрылась, долго не проходило. Говорят же старики, что нельзя его тревожить.

Каждому природному объекту, находящемуся в поле зрения человека, дается свое имя, конечно же, имя есть и у священной сопки.

Одно из них - Ихсинер, переводится как "Ах, сопка". Люди говорят, что она так названа по восхищенному возгласу купца, некогда проезжавшего здесь. Подобный путь рождения имени довольно распространен, однако, у сопки имеется еще одно название, с которым связана местная легенда, объясняющая также священность горы.

В ней рассказывается, как очень и очень давно на эту сопку прибежали 300 прекрасных девушек - невест хана Кучума, возглавляла их нежная и стройная, гибкая и быстрая, как ветер, Хатича. Не хотели они стать женами хана, не хотели они менять свою веру, забрав приданное, создали они отряд смелых воительниц, готовых сражаться за свою свободу. Нагонять их стали слуги всемогущего Кучума, тогда забрались девушки на сопку и стали обороняться. Отдельные хановы лазутчики пытались пробраться на сопку, но девушки жестоко расправлялись с ними, кидая с горы бревна. Однако через некоторое время запасы воды и пищи стали заканчиваться. Долго еще держали оборону отважные воительницы, но дух их был сломлен, многие подруги умирали от голода и жажды, только пятой части удалось выжить, потому что Кучумовы слуги все-таки отступили, и Хатича была их командиром. Погибла она и ее подруги позже, в Саургачах - в семидесяти километрах от деревни Эбаргуль. Кучум после ухода девушек с сопки велел раскопать ее и найти приданное, но его люди ничего не нашли, зато вершина сопки теперь плоская. В честь девушек сопку назвали Кызлар Уба - "девичья сопка", а девушек похоронили на ее вершине, с тех пор и почитается она в память о произошедших событиях и несчастных девушках-воительницах, нашедших здесь последнее упокоение.  Выслушав эту легенду, невольно вспомнишь про амазонок.

Вариантов легенды множество, некоторые рассказывают, что девушки были борцами за мусульманскую веру и воевали против проповедников старой языческой веры, поэтому после смерти стали святыми. Количество их также разнится - одни говорят 300, другие - 130, третьи - 360, а четвертые - 40. Удивительно то, что рассказы о сорока девушках-воительницах распространены буквально по всей Средней Азии. Легенда, которую нам поведали, пересказ среднеазиатских былей или корни этой легенды местные?

С трудом поднявшись на крутой склон, я невольно представила себя на месте этих девушек. О чем они думали, какие чувства испытывали? Не без досады я осмотрела царапины на ногах и руках - это все шиповник, такое ощущение, что он вырос из сердец девушек вместо кустов роз, цветка, символизирующего отвагу и любовь.
Еще в деревне я услышала о том, что на священной сопке есть еще и священная сосна, и будто бы люди с древних времен поклонялись этой сосне. Сейчас люди приходят к ней, чтобы избавиться от болезней, попросить удачи, урожая, скота, замолить грехи. Когда бы и зачем ни пришел человек к сосне, он должен бросить к корням монеты в качестве жертвы, у кого же по случайности монет не окажется, их можно заменить пуговицей, кольцом и даже волосом. Много таких жертв мы увидели, когда наклонились к основанию сосны, да и сами не преминули бросить по монетке - обычаи нужно соблюдать, тем более что они восходят еще к языческой древности почитания деревьев.

Покидать сопку не хотелось, но Ильнур с Ольфией торопили - после пяти часов вечера находиться здесь опасно, злые духи могут навредить.

Прощание с деревней

- Вот и все, - подумала я, утрамбовывая вещи в рюкзак.

Всегда жалко уезжать, тем более осознавая, что больше сюда никогда не вернешься. Для местных жителей, особенно молодежи, наш отъезд вдвойне печален, ведь в глубинке не только развлечения, но и просто новые события - явление крайне редкое. Размеренный деревенский образ жизни даже для привыкших к нему местных жителей скучноват. Наш приезд для деревни стал настоящим "хитом сезона". Мы и наши расспросы не только заставили людей напрячь свою память, но и посмотреть со стороны на свою культуру, оценить ее, увидеть, что сохранилось от предков, а что уже утрачено.

Вот они все - тетя Роза с мужем и детьми, Зифа Ахметовна, Ренат, Ильнур, Руфа и многие другие, кто так по-доброму отнесся к нам. Все они успели раскрыться за время экспедиции, каждый из них заслуживает отдельной статьи, все они дети своего народа и носители своей культуры, которая теперь немного и наша:

- А мы вам юл хаир сделали! Теперь у вас должна быть хорошая дорога.

- Ты, Настя, еще мелочь с собой возьми, по дороге бросишь, так у нас принято, чтобы ничего плохого по дороге не случилось.

Очень приятно, что местные позаботились о нас и провели юл хаир. Об обряде я знала давно, юл хаир означает буквально "дорожная милостыня": перед дорогой бабушкам и вообще старым людям относят продукты питания или мелочь, чтобы те помолились о хорошей дороге. Впервые он был зафиксирован у тарских татар и существует в различных вариантах: кто копейки на дорогу бросает (о чем мне, кстати, говорила тетя Роза), кто хлеб собакам дает, кто курицу режет, кто пирог под матицу складывает. Важно другое: обряд этот сохранился и живет по сей день!

Монеты по дороге я все-таки кинула, несмотря на огромную спешку - мы чуть было не опоздали на "Ракету".

- Пишите! - крикнула Зифа Ахметовна, когда мы стали закидывать вещи в трюм.

- Да, да, напишите, как добрались, - кричали все остальные.

Капитан нервничал - нужно было скорее отправляться, он и так отставал от графика, а вещи, которые беспорядочно были разбросаны на дебаркадере, все не кончались. Наконец "Ракета", проглотив последний рюкзак, застрекотала мотором и прорезала подернутую предрассветной дымкой гладь Иртыша. Люди на берегу, машущие руками удалялись, а потом исчезли совсем, и только эхо доносило прощальное "пишите".

Печальный P.S. Позже, уже осенью, мы получили письмо, которое не могло оставить равнодушным никого. 9 октября погибли Ильнур и Динар - утонули в ледяной воде. Вечная память этим добрым и бескорыстным мальчишкам, которые несомненно могли стать примером для многих!

© А.А. Ярзуткина (Абрамова), Ю.Н. Ярзуткин, 2002

На страничку "Экспедиции" >>>

 

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2024